Уважаемые родители!
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности - учебная деятельность. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
-
1. Показатель интеллектуального развития.
2. Показатель эмоционального развития.
3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.
4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
Что такое готовность ребенка к школе?
Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.
Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними. Поэтому ниже приведём несколько классификаций, чтобы получить наиболее полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе:
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
1. Пункт 1 - в течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра. Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать и проигрывать).
2. Пункт 2 - от того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игроки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), выигрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.
3. Пункт 3- вам, уважаемые родители, это серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе: даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу игры, – помогите ему! Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом, вы улучшите готовность к школе своего ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения! И ещё: Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей. Удачи вам, терпения и чуткости!
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- Как называется город (село), в котором ты живешь?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Зачем надо учиться?
Далее представлен перечень вопросов для родителей.
Вопросник для наблюдений.
Обведите кружком соответствующую цифру или поставьте на ней крестик.
Развитие тела – движение и восприятие
Как двигается ребёнок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится? 0 1 2 3
Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору? 0 1 2 3
Может ли ребёнок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.? 0 1 2 3
Может ли он бросать мяч в цель? 0 1 2 3
Может ли он ловить мяч, брошенный ему? 0 1 2 3
Любит ли ребёнок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается? 0 1 2 3
Умеет ли ребёнок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом? 0 1 2 3
Получается ли у ребёнка, закрашивая картинки, соблюдать границы? 0 1 2 3
Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи? 0 1 2 3
Умеет ли ребёнок вырезать ножницами простые фигуры: 0 1 2 3
Если ребёнку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно? 0 1 2 3
Может ли ребёнок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)? 0 1 2 3
Может ли он правильно «локализовать» в пространстве источник звука (например, звонок мобильного телефона и т.п.)? 0 1 2 3
Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память.
Понимает ли ребёнок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)? 0 1 2 3
Понимает ли ребёнок простые причинно-следственные связи? 0 1 2 3
Может ли ребёнок узнавать и называть основные цвета и формы? 0 1 2 3
Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова? 0 1 2 3
Умеет ли считать и определять простые числа, например, на кубике? 0 1 2 3
Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни? 0 1 2 3
Как говорит ребёнок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих? 0 1 2 3
Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)? 0 1 2 3
Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует – работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается? 0 1 2 3
В состоянии ли ребёнок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца? 0 1 2 3
Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации? 0 1 2 3
Способен ли он выполнить простое задание тщательно и как следует? 0 1 2 3
Эмоции и социальность
Развито ли у ребёнка доверие к себе и своим способностям? 0 1 2 3
Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации? 0 1 2 3
Удавалось ли ребёнку иногда преодолевать свою боязливость? 0 1 2 3
Может ли он ждать исполнения желаемого? 0 1 2 3
Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие? 0 1 2 3
Может ли ребёнок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации? 0 1 2 3
Рад ли он, что скоро пойдет в школу? 0 1 2 3
Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации? 0 1 2 3
Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре? 0 1 2 3
Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми? 0 1 2 3
Как ведет себя ребёнок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное разрешение ситуации и принимает ли их? 0 1 2 3
Подведение итогов наблюдений
Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то велика вероятность, что ребёнку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе.
Ему будет необходима дополнительная поддержка. Если ребёнку еще не исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Но не следует ожидать пассивно, когда ребёнок «дозреет» сам. Ему необходима педагогическая поддержка. Если, например, ребёнок хорошо развит интеллектуально, но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками некоторое время быть без родителей, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребёнка ситуации. Если ему трудно без родителей в игровой группе, нужно осуществлять переход постепенно: первое время кто-то из близких ребёнку людей должен присутствовать в группе, пока он не привыкнет к новой обстановке. Важно при этом, чтобы состав группы был постоянным. Тогда у ребёнка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде.
Если слабовыраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в опроснике, особых сложностей с обучением у ребёнка возникнуть не должно.
-
Далее представлен перечень вопросов для родителей.
Вопросник для наблюдений.
Обведите кружком соответствующую цифру или поставьте на ней крестик.
Развитие тела – движение и восприятие
Как двигается ребёнок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится? 0 1 2 3
Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору? 0 1 2 3
Может ли ребёнок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.? 0 1 2 3
Может ли он бросать мяч в цель? 0 1 2 3
Может ли он ловить мяч, брошенный ему? 0 1 2 3
Любит ли ребёнок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается? 0 1 2 3
Умеет ли ребёнок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом? 0 1 2 3
Получается ли у ребёнка, закрашивая картинки, соблюдать границы? 0 1 2 3
Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи? 0 1 2 3
Умеет ли ребёнок вырезать ножницами простые фигуры: 0 1 2 3
Если ребёнку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно? 0 1 2 3
Может ли ребёнок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)? 0 1 2 3
Может ли он правильно «локализовать» в пространстве источник звука (например, звонок мобильного телефона и т.п.)? 0 1 2 3
Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память.
Понимает ли ребёнок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)? 0 1 2 3
Понимает ли ребёнок простые причинно-следственные связи? 0 1 2 3
Может ли ребёнок узнавать и называть основные цвета и формы? 0 1 2 3
Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова? 0 1 2 3
Умеет ли считать и определять простые числа, например, на кубике? 0 1 2 3
Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни? 0 1 2 3
Как говорит ребёнок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих? 0 1 2 3
Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)? 0 1 2 3
Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует – работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается? 0 1 2 3
В состоянии ли ребёнок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца? 0 1 2 3
Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации? 0 1 2 3
Способен ли он выполнить простое задание тщательно и как следует? 0 1 2 3
Эмоции и социальность
Развито ли у ребёнка доверие к себе и своим способностям? 0 1 2 3
Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации? 0 1 2 3
Удавалось ли ребёнку иногда преодолевать свою боязливость? 0 1 2 3
Может ли он ждать исполнения желаемого? 0 1 2 3
Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие? 0 1 2 3
Может ли ребёнок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации? 0 1 2 3
Рад ли он, что скоро пойдет в школу? 0 1 2 3
Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации? 0 1 2 3
Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре? 0 1 2 3
Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми? 0 1 2 3
Как ведет себя ребёнок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное разрешение ситуации и принимает ли их? 0 1 2 3
Подведение итогов наблюдений
Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то велика вероятность, что ребёнку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе.
Ему будет необходима дополнительная поддержка. Если ребёнку еще не исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Но не следует ожидать пассивно, когда ребёнок «дозреет» сам. Ему необходима педагогическая поддержка. Если, например, ребёнок хорошо развит интеллектуально, но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками некоторое время быть без родителей, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребёнка ситуации. Если ему трудно без родителей в игровой группе, нужно осуществлять переход постепенно: первое время кто-то из близких ребёнку людей должен присутствовать в группе, пока он не привыкнет к новой обстановке. Важно при этом, чтобы состав группы был постоянным. Тогда у ребёнка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде.
Если слабовыраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в опроснике, особых сложностей с обучением у ребёнка возникнуть не должно.
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник | 1 | 2 |
Вторник | 1 | 2 |
Среда | 1 | 2 |
Четверг | 1 | 2 |
Пятница | 1 | 2 |
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию